Костер

Охота - В помощь новичку

( 2 Голосов )

Автор: McHunter

После долгой суеты наконец горит на охотничьем стане костер. Радуются озябшие, промокшие поклонники лесного уюта, тянут к огню покрасневшие руки. Казалось бы, есть огонь, и теперь все заботы позади. Но так не бывает не только в жиз­ни вообще, но даже в лесу, куда человек стремится именно для того, чтобы забыть о всех делах, проблемах, неприятностях.

Во-первых, за костром нужно постоянно или хотя бы пе­риодически следить. Не буду педантом, не стану повторять, какие беды может наделать беспризорный костер. Хватит и того, что он просто потухнет, и снова под дождем или в снегу придется повторять весь долгий процесс его разжигания.

Во вторых, нужно позаботиться, чтобы костер не просто тлел, дымил, выбрасывал непомерные языки пламени, а давал пламя для обогрева, сушки, кипячения воды или накапливал угли, нужные для поджаривания над ними добытого мяса.

Не стоит забывать в век электричества, что костер не в последнюю очередь был источником света для путешественни­ка, у которого со времен пещерных предков осталось атавис­тическое чувство ужаса перед темнотой.

Великую силу костра, как источника света, подметили наши классики. Нельзя не привести несколько цитат из Турге­нева, Чехова, Бунина.

«...Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхи­вая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблес­ки; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка и разом ис­чезнет; острые длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь добегали до самых огоньков: мрак боролся со све­том...»

570

«Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра. Разгорался бурьян... Свет от кост­ра лежал на земле большим мигающим пятном; хотя и светила луна, но за красным пятном все казалось непроницаемо чер­ным...»

«Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем все ярче отделялось пламя от нависшего над ним мрака. А вскоре стало можно различить и самый столб, озаренный из- под низу, и черные фигуры людей, сидевших на земле. Каза­лось, что они сидят в каком-то хмуром подземелье и что тем­ные своды этого подземелья дрожат от переплетающихся языков пламени...»

Конечно, люди грелись у огня и варили себе кулеш или «картошки» к ужину на этих кострах, но заодно и радовались их живительному свету.

Чтобы костер был полноценным, Требуется вернуться к самому началу. Перед тем как добывать искру и разжигать рас­топку, приходится по определенным правилам уложить дро­ва. Только тогда они хорошо займутся огнем и будут гореть так, как и мечталось. В пособиях для начинающих охотни­ков, рыболовов и туристов обычно приводятся основные виды костров. Правда, чаще всего призыв людей опытных остает­ся гласом, вопиющим в пустыне. Начинающие мало прислу­шиваются к нему и принимаются наваливать топливо на кос­тер как кому заблагорассудится. Впрочем, иногда так поступают и опытные люди.

Вот как писал В. Арсеньев: «На ночь казаки разложили большой костер. Какой русский не любит большого огня в лесу! Тепло, светло, весело! Яркое пламя высоко вздымалось квер­ху. Горячий воздух трепал ветки деревьев и срывал засохшие листья. Они кружились, вспыхивали и, подхваченные горячим вихрем, быстро исчезали в темноте... Глядя на то, как наши люди подбрасывали в огонь все новые и новые охапки хворос­та, орочи покачивали головами и вслух выражали свое удо­вольствие...»

В наше время не всегда и не везде можно позволить себе такое пламя, небезопасное для окружающего леса. Да оно и не нужно людям, не прошедшим десятки верст, не мокшим под дождем, не мерзнувшим в пургу.

Кажется, обычный костер только тогда получится, как и любое дело, когда за него будет отвечать один человек и именно он будет работать возле него. Образцовый костер не сотворишь без топора, даже если притащены на стоянку самые лучшие су­хостоины. Назвать их дровами можно будет лишь после того, как они превратятся в чурки или поленья приемлемой величи­ны. Увы, приходится очень часто довольствоваться самыми раз­нообразными стволами, стволиками, сучьями, которые не все­гда поддаются и топору, но которых в конечном итоге «разделает и выровняет» огонь. Но и в таких ситуациях лучше всего пора­ботать топором, чем ворочать потом, разбрасывая вокруг угли, горбатую корягу, чтобы она быстрее перегорела посредине - тогда два оставшихся куска можно будет жечь дальше.

Не стану долго останавливаться на типах костров, кото­рые давно испытаны охотниками. О «шалаше», «колодце» или «срубе», «таежном», «полинезийском», знаменитой «нодье», «звездном», «камине» можно прочесть в любом пособии для начинающего охотника.

572

«Нодья» прославлена потому, что, как писал о ней извес­тный писатель и охотник А. Буйлов в книге «Тигроловы»: «Только сибирская нодья, или, как ее ласково называют, «Надюша», может в зимнюю стужу по-настоящему согреть охот­ника и дать ему возможность сравнительно спокойно выспать­ся и отдохнуть».

Существуют местные названия для небольшого костра, независимо от его вида. От Пришвина известен грудок. Воз­можно, такое название возникло от того, что дрова складыва­ли в груду. Известен в народных говорах и пажок - тоже не­большой костер, разложенный пастухом где-нибудь на краю пожни - луга. Кстати, в деревнях каждая хозяйка до сих пор раз в день разжигает самый настоящий костер... в русской печи. Наверное, здесь годится и применяется только один, редкий в других случаях, тип костра - «колодец». Уверен, что и опыт­ный лесной бродяга испытает немало трудностей, впервые раз­жигая огонь в печи.

Приятно, когда костер горит хорошо, в полную силу, с ярким конусом вертикального пламени, без дыма и лишних искр. Конечно, это в первую очередь зависит от качества дров. Но иногда снижается атмосферное давление перед ненастьем, возрастает влажность - уменьшается по этим причинам отно­сительное содержание кислорода, сухое топливо становится несколько волглым, в придачу безветрие - стоит, «как в меш­ке», говорят в народе, и костер горит вяло, предсказывая ско­рый дождь, по утверждению бывалых.

Приходится помогать огню, как делают это продавцы шашлыков, раздувая угли в мангале картонкой. Так поступа­ют не только новички. Шведский натуралист и путешествен­ник Георг Даль наблюдал, как делают это южноамериканские индейцы, всю жизнь живущие в лесу.

«Он подложил дров и принялся махать опахалом из паль­мового листа, раздувая головню, которая тлела в золе со вче­рашнего вечера».

К слову, индейцы таким образом поддерживают огонь, чтобы не добывать его каждый раз, когда он понадобится. Для этого они специально оставляют в потухающем костре подхо­дящую чурку.

«Головня не простая, дерево особое, оно может тлеть не­сколько суток, сохраняя жизнь огню».

Один раз в серый сырой день, испорченный еще и морося­щим дождем, нас здорово выручила «лягушка» для накачива­ния резиновых лодок. Стоило направить струю из этого про­стейшего устройства на угли, как они разгорались словно в горне кузницы, пламя охватывало сырые стволы. Правда, дол­го поддувать не получалось: пластмассовое сопло начинало плавиться от жара. Выручил наш самый сметливый товарищ, он срезал побег красной бузины, проковырял в мягкой сердце­вине отверстие и теперь направлял воздух через эту трубку, к тому же придерживал ее расщепленной палкой, чтобы не жар­ко было руке.

Все знают о завораживающей способности огня, преиму­щественно хорошего костра. Не хочется отводить взгляда от не слепящих, постоянно меняющихся языков пламени. Ученые установили, что распространенное мнение, будто дикий зверь боится огня, не совсем правильное. Тихий огонь привлекает животных, и не только ночных мотыльков. Известен старин­ный способ охоты на белых куропаток в таежной зоне. Ночью эти птицы гуськом выходят к огоньку костра, возле которого не мечутся тени людей. Теперь вряд ли кто станет стрелять в такой миг доверчивую птицу, но посмотреть на такое таин­ственное колдовское зрелище не откажется ни один любитель охоты и природы.

Самому мне не приходилось спасать жизнь у вовремя раз­веденного огня. Разве что полночи грелся в пургу возле импро­визированного костра на Чукотке. Сильным пламенем горела солярка, которую мы периодически подливали на старый ва­ленок, игравший роль фитиля.

Конечно, не раз радовал обычный костер и, скорее всего, предохранил не от одной простуды. Запомнился лучше других один из первых, разведенных не ради баловства. Пас майским дождливым днем деревенское стадо и вымок чуть ли не до нит­ки. Почти до полудня коровы не могли наесться молодой трав­ки и не давали ни минуты передышки пастухам. А потом залег­ли, наконец, на небольшой ниве, вклинившийся в низкорослые заросли олешника и ивняка. Насобирать здесь хвороста не со­ставило труда. Горели нетолстые наломанные палки прекрас­но, и за какой-то час высохли и сапоги, и телогрейка. Еще и сало с хлебом подогрел, поджарил над угольками. Нигде так медленно не тянется время, как в поле, у стада. Но когда тебе тепло, ты сух и сыт, то жизнь кажется прекрасной и здесь.

Костер - душа привала. Говорят, немало побродяжничав­ший по Руси Максим Горький, уже будучи известным челове­ком, любил разжигать костерки даже в пепельнице. Не удиви­тельно: чем еще можно так порадовать душу, как не приятны­ми воспоминаниями, на которые лучше всего может натолк­нуть любая мелочь из прошлого.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

Наши партнеры: