Главная Охота
В помощь новичку
Получение искры
Автор: McHunter
Зарница - это, конечно, поэтическая метафора, а вот из искры может возгореться пламя. Да вот как ее получить? Вдруг окажешься, да тем более случайно, «в пустыне» - любом удаленном от человеческого жилья месте, где уж наверняка придется разводить костер. Для костра одних дров маловато. Конечно, у того, кто не «предал идеалы своей юности», в кармане найдутся спички. Но не помешает вспомнить, как же добывали охотники и путешественники искру или тлеющий уголек в то не совсем и далекое время, когда изобретатели еще только начинали ломать головы, придумывая такой дешевый и незаменимый ныне предмет, как спички.
Исследователям даже нашего века довелось быть свидетелями, как добывают огонь племена, стоящие пока на низшей ступени развития. Практически во всех уголках земного шара человек много веков назад приметил, что между трущимися друг о друга кусками сухого дерева появляется дым, а затем дерево начинает тлеть. Древний человек мог видеть это явление в природе. Сабанеев считал, что одной из причин пожаров в накаленных солнцем борах юга Западной Сибири было воспламенение деревьев, соприкасаемых и раскачиваемых знойным суховеем.
У чукчей до самого последнего времени хранилась специальная дощечка из осины или тополя и палочка-сверло, приводимое в движение маленьким лучком. При вращении под сверло клали древесный уголек для увеличения трения и лучшего воспламенения. После появления дыма дощечкой осторожно размахивали, раздувая начавшую тлеть древесину. Таким старинным способом добывали огонь для ритуальных целей. В повседневной жизни, конечно же, использовали спички.
Фарли Моуэт - исследователь природы и коренного населения севера Канады - в пятидесятых годах сам был свидетелем, как добывали огонь эскимосы, чтобы на крошечном костерке вскипятить чай.
«Один из эскимосов возился с маленьким буравом, напоминавшим лук со стрелой. Уперев стрелу в лежащий на земле кусок дерева, он быстро водил взад и вперед, параллельно земле, луком, тетива которого была дважды обмотана вокруг хвостовой части стрелы. Потом он извлек бурав из дерева и вытряхнул из ямки в нем щепотку тлеющей золы на кучку сухого и хрупкого мха. Нагнувшись, он стал раздувать огонь...»
Дарвин во время своего кругосветного путешествия на корабле «Бигль» наблюдал добычу огня аборигенами острова Таити и Южной Америки.
«Огонь был добыт путем трения: тупой конец палки быстро двигали по проделанной в палке канавке, как будто для того, чтобы углубить ее, пока от трения не загорелось раскрошившееся дерево. Для этой цели используется только одно особое белое и очень легкое дерево...»
И Альфред Брем видел, как в Судане используют особую древесину для добывания огня трением.
«Палочку из мурджа - древесно-кустарникового растения - быстро вращают в углублении, после чего там появляется темный порошок и начинает тлеть, им поджигают сухую тонкую траву, которой размахивают до появления пламени. Операция занимает не более трех минут...»
Гаучосы в пампасах, по словам Дарвина, употребляют иной способ: «Взяв гибкую трость длиной около 18 дюймов, они упирают один ее конец в грудь, а другой, заостренный, в ямку в кусок дерева и затем быстро вращают ее, ухватив рукой прогнувшуюся часть, как плотник вертит коловорот...»
Как кремневое, более совершенное ружье, быстро пришло на смену фитильному и долгое время являлось основным видом огнестрельного оружия, так кремень и стальное кресало вытеснили трудоемкий и хлопотный способ получения огня трением. Суть работы кресала понятна и современному ребенку, хорошо знающему не пьезоэлектрическую, а обычную зажигалку. А люди старшего поколения, пережившие войну и оккупацию, сами пользовались в тяжелые годы таким приспособлением. Только воспламеняли они искрой или целым снопом искр не сжиженный газ и даже не пары бензина, а трут, который не надо было привозить из-за тридевяти земель и за который не требовалось отдавать «пуд зерна».
Традиционно лучшим материалом для трута, начинающего тлеть от малой недолговечной искры, являлись многолетние грибы трутовики. Гриб хорошо проваривали в воде и высушивали. По свидетельству этнографа В. Богораз-Тана, чукчи делали также трут из молодых сережек ивняка, высушенных и смешанных с толченым древесным углем. В крайнем случае в качестве трута могла служить предварительно обожженная тряпка.
В воспоминаниях бывалых людей встречаются описания попыток добыть огонь нетрадиционными методами. Охотники, подмочив спички, в первую очередь вспоминают о ружье и пробуют стрелять холостыми зарядами, вместо пыжа используя любой горючий сухой материал. Наверняка воспламенить мох, паклю, бумагу вспыхнувшим порохом не составит труда: ведь недаром запрещено использовать на охоте пыжи из легковоспламеняющихся материалов, чтобы ненароком не поджечь лес.
Все мальчишки прекрасно знают, что линзой подходящего диаметра, собрав изображение солнца в крошечную точку и тем самым сконцентрировав его излучение во много раз, можно выжигать узоры на дереве и поджигать бумажки. Вспоминается очень правдоподобная версия получения огня, описанная гениальным писателем фантастом Жюлем Верном. Изобретательные люди, оказавшись без всякого снаряжения на безлюдном «таинственном острове», в качестве линзы использовали два полукруглых стекла от часов, заполнив полость между ними водой.
Но, конечно же, основным источником огня и дома, и в поле уже много лет служат привычные спички. Правда, для бродячего люда, к которым относят в первую очередь охотников, а затем рыболовов, топографов, геологов, туристов, изготовляют спички необыкновенные - не промокающие и не- гаснущие на любом ветру, так называемые охотничьи. Кажется, основная масса этой категории людей не слишком надеется на чудо-спички и предпочитает им обычные. Главное - сохранить их в любых передрягах сухими. А вымокнуть с ног до головы тем, кто работает под дождем, переправляется через реки, лазает по болотам проще простого. Каждый по-своему бережет спички, иной ограничивается тем, что кладет их в шапку, более предосторожный держит запас в водонепроницаемой упаковке.
Теперь, когда кругом полно самого разнообразного пластика, герметично запаковать спички не составляет труда. В начале же века знаменитый путешественник В. Арсеньев на собственном опыте убедился, как лучше сохранить спички сухими, пользуясь самыми простыми материалами, которые всегда можно найти, даже в лесу.
«Самое важное в походе - уметь предохранить спички от сырости. Сплошь и рядом случается вымокнуть до последней нитки. В таких случаях никакая обертка из кожи или резины не помогает. Во время ненастья спички не загораются даже тогда, когда они не были подмочены. Самое лучшее средство - укупорить спички в деревянную коробку с хорошо пригнанной крышкой. От сырости дерево разбухает и крышка еще плотней прижимается к краям коробки. Этот неприкосновенный запас спичек я хранил в своей сумке. Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво, трут и жженую тряпку».
Похоже, огонь можно добыть всегда, и для этого нужна всего лишь искра вдохновения, без которой не сделаешь понастоящему никакую работу.