Главная Рыбалка Начинающему рыбаку Индивидуальные и коллективные
Автор: McHunter
«Очарование одиночества», о котором говорил Гумбольдт, несомненно, одно из главных притягательных свойств охоты. Только наедине можешь по-настоящему наслаждаться красотой природы и наблюдать за дикими животными, решая единолично, когда нарушать тишину выстрелом или вообще не делать этого.
Далеко не все охотники разделяют подобное мнение. Мне приходилось встречать немало таких, которые признают только коллективные охоты. Правда, в основном это были те, кто профессионально занимался охотничьим хозяйством: организовывал охоты для гостей разных рангов, контролировал поведение всех, получивших путевку в угодья, и заодно охотился сам, чаще всего с многочисленными друзьями. Похоже, многим из них просто не получается побыть в лесу в одиночестве. Не исключено, что именно должность заставила их стать приверженцами коллективных охот.
Существует множество причин, которые заставляют многих приветствовать коллективные способы охоты. Это и дефицит времени, и множество границ, разделяющих угодья, и невысокий у большинства следопытский опыт, без которого индивидуальная охота немыслима. Охота с загонщиками и номерами, преимущественно на копытных, стала в свое время главной - элитной, по крайней мере, в сознании верхушки охотничьей общественности, и об остальных охотах начали все чаще забывать.
Но в Европе на копытных зверей стали все больше охотиться в одиночку. Загоны на них там уже почти не устраивают, предпочитают добывать трофейных животных с вышки - охота сугубо индивидуальная, хотя и здесь находящийся рядом егерь подскажет, какого именно зверя лучше взять на прицел.
Коллективная загонная охота не только нарушает покой всех лесных жителей, но и снижает охотничье мастерство охотников и даже егерей. Лесные кварталы можно прочесывать наугад, а от стрелка только и требуется постоять неподвижным и внимательным полчаса или пару часов. Разве что стрелять научишься: попасть в испуганно мечущегося между стрелками и загонщиками зверя очень непросто. Правда, при такой учебе погубишь много зверья подранками.
К сожалению, даже у опытного охотника на коллективных охотах появляется возможность совершенно непроизвольно нажать на спуск, когда ствол направлен в сторону соседа и тем более загонщика. Нередкие трагические случаи служат подтверждением этому. А нет хуже нарушения со стороны охотника, чем выстрел в направлении человека.
Что касается «надзирания» в процессе проведения коллективной охоты, о котором любят повторять чиновники от нее, то известно, что именно слаженный коллектив может позволить себе то, что не осмелится сделать охотник-одиночка, например на одно разрешение отстрелять двоих зверей.
Упрекают «индивидуалистов», что они слишком свободны. Вольно чувствовать себя вовсе не означает творить, что душе вздумается. Порядочный охотник и наедине не стрельнет в дятла, а тот, кто склонен к таким поступкам, сделает это на виду у многих, да еще и станет бахвалиться меткостью, не замечая молчаливого осуждения окружающих. А что касается опасения, будто охотник одиночка завалит лося или кабана, так этого тем более не стоит бояться. Одному просто не потянуть тот «воз» проблем, который возникнет следом за такой весомой добычей. Значит, появятся если не соучастники, то пособники, в том числе из тех, кто призван с этим бороться.
И все же коллективную охоту на копытных уже ничем не заменишь. Ведь даже индивидуально-коллективной можно считать охоту нескольких, сидящих на разных вышках в одном и том же лесном массиве. Повезет одному, как и при загоне.
Приоритет коллективных охот существует и сейчас, хотя поклонников индивидуальной охоты меньше не становилось.
«Охот же облавой не люблю вообще - на них лишаешься самостоятельности, а она всегда была мне очень дорога», - писал С. Русанов.
А вот мнение охотника, автора многих статей в охотничьей периодике В. Слепых: «Охота с подхода на кабана - увлекательный способ, насколько мне известно, у нас почти не используется. Причиной тому - тотальное насаждение коллективизма в охотах на копытных, при котором административным органам удобнее надзирать за их проведением. Очарование охоты с подхода заключается в том, что она проводится в одиночку, когда весь успех и неуспех зависит только от того, что ты стоишь сам по себе».
Как видим, даже на крупного копытного зверя можно и интересно охотиться одному, без вышки и без егеря. Про остальные ружейные охоты за мелкой дичью и говорить нечего: все они подразумевают одного, в крайнем случае, двоих участников. Правда, охотнику, добывшему лося, оленя, кабана, все равно понадобится чья-то помощь.
Склонность наших охотников к индивидуальным охотам не способствует перенимать ими коллективную «западную» моду, когда после канонады, устроенной многочисленными стрелками по выгоняемым на них фазанам, зайцам, косулям, начинается церемониал с раскладыванием ровными рядами тушек музыкой, криками, заздравными тостами и прочими действами, неприемлемыми многими - отшельниками в душе уже по причине своего «атавистического» увлечения.
К примеру, Аксаков признавался: «Стреляют также зайцев из-под гончих собак целым обществом охотников, и многие находят эту стрельбу очень веселою... Я не оспариваю удовольствия этой осенней стрельбы, но у всякого свой вкус: я не люблю охоты, где надобно содействие посторонних людей...»
Да, на мелкую дичь, конечно же, лучше охотиться одному. Хотя и здесь могут быть исключения. Тот же Аксаков считал.
что там, где вальдшнепов «водится много и где места для стоек удобны, стрельба на тяге довольно весела, особенно целым обществом охотников. Только в этом случае можно допустить, что чем больше стрелков, тем лучше...»
Можно добавить, что большой коллектив желателен на волчьей облаве. Мне пришлось быть на такой охоте, когда длинная цепь стрелков полностью перекрыла путь в глухой лес двум волкам, только что вышедшим из оклада. Один из них, пытавшийся перейти в спасительный лес, был убит. Было бы охотников меньше, скорее всего он смог бы найти безопасный путь.
Но такие охоты случаются не часто. Многие никогда не попадают на них. Все большему количеству охотников становятся недоступными охоты на копытных. Зато многочисленные «зайчатники» и «утятники» получают огромное удовольствие от самостоятельного наблюдения за животными, от нелегкого их выслеживания и, наконец, от меткого выстрела.
При этом они все делают сами, у них нет руководителей и помощников в виде егерей и загонщиков. Как нет критиков и советчиков, которые во множестве появляются после неудачного выстрела или другой оплошности. А совершить ее легко человеку, по многим причинам очень редко выбирающемуся в лес. Нет рядом и начальников. Говорят, правда, что «на охоте и в бане все одинаковые дворяне», но это больше для красного словца.
Как понятны мне чувства 16-летнего мальчишки или пожилого охотника, который, весь день бродя по глубокому снегу, наконец-то вытропит и добудет русака. Многие тайны жизни природы открываются при этом даже ему, человеку, много повидавшему. Уйму положительных эмоций получает он уже только от встречи с дикими животными, которых увидел только потому, что был один - ни с кем не переговаривался, шел, куда вел его след, а не куда подзывал товарищ.
Да, после удачного выстрела никто не поздравлял его, никто не украшал веточками лавра или ели. В его честь не трубили валторны. Ему не подносили стаканчик «на крови». Но все это ему и не нужно. Такая суетная слава большинству охотников ни к чему. Подобное очень часто сопровождает его в городе, особенно если работа не «за станком», а связана с приемами, переговорами, фуршетами и прочими атрибутами активной деловой жизни. Он хочет хоть в выходной день тишины, неспешного созерцания и нескольких выстрелов, а не шумной «тусовки» и грохота «канонады».
А как поэтично всегда рассказывает охотник-одиночка о своем выходе с гончей или легавой! Эти друзья человека тоже не любят, и даже иной раз не хотят, работать рядом с посторонними людьми.
Пока еще наш брат может радоваться активной жизни и охоте в одиночку, а не шумным кагалом, в числе которого частенько бывают люди весьма далекие от охоты, о чем легко догадаться по тем словам, которые у них не «на уме, а на языке». Наш же коллега, скажем, в Польше, уже в 70-е годы не мог позволить себе такого удовольствия.
«Индивидуальной охоты на зайца в Польше нет. В течение многих лет применялся однотипный единый способ охоты на него, а именно - охота загоном», - писал В. Груздев в журнале «Охота и охотничье хозяйство» в 1972 году.
Налицо строжайшая регламентация, «хождение строем», единственно указанный способ действия, как в армии, - все, что так противно человеку, которому дороги просторы, свобода, воля - охотнику. Не позавидуешь польским охотникам, хоть зайцев там и много.
Надо признать и то, что даже на так называемых коллективных охотах человек, поставленный на номер, остается в одиночестве - только он будет принимать решение, как и когда стрелять при появлении цели. Но превратив себя в «номер», он жестко привязал свои индивидуальные действия к целям и желаниям всех участников. Попробуй теперь пожалей красавицу-оленуху, которая доверчиво появилась в пяти метрах от тебя - «съедят» коллеги-мечтатели, у которых с утра в носу стоял запах поджаренной печенки. Такой поступок мог позволить себе лишь герой рассказа Д. Мамина-Сибиряка - нищий старик Емеля, охотящийся всю жизнь в одиночку, по-настоящему свободный человек.
Сейчас, когда во главу угла поставлена индивидуальная деятельность человека-творца, а не бодрое «шествие вперед всей массой под звуки бравурной музыки», нужно больше внимания уделять индивидуальной охоте.
К сожалению, очень мало осталось таких мест, где можно стоять на тяге не только многим стрелкам но и одному-двум: не тянут уже так вальдшнепы, как лет сто назад. Вот почему, с одной стороны, навсегда исчезли барские многолюдные псовые охоты, которым требовался простор и обилие зверя; с другой - собираются охотники большим обществом, добывают одного кабанчика, но все чувствуют себя полноправными участниками, удачно закончившими охотничий день.
И охотник-индивидуалист вовсе уже не тот, каким он был много лет назад. Теперь ему порой и на тяге приходится стоять в присутствии егеря - иначе не положено по все более ужесточаемым правилам.
Каждый любит свою охоту. И каждый должен помнить одно: о вкусах не надо спорить. Индивидуалист, присутствующий на коллективной охоте, обязан блюсти интересы всех, даже вопреки своим пристрастиям. В свою очередь поклонники исключительно массовых охот должны с пониманием относиться к людям, которые предпочитают бродить по полям в одиночку. Особенно это важно при внесении изменений и дополнений в правила охоты.