Главная Охота
Статьи про охоту
Что же такое охота?
Автор: McHunter
Казалось бы, ненужный вопрос. Но он возникает часто, и при более тщательном поиске ответа появляется немало сомнений. Правильно ли мы понимаем суть такой важной сферы человеческого существования? Задуматься над этим заставили как споры и взаимные упреки в среде самих охотников, так и все более набирающее силу отрицание охоты со стороны непосвященных.
Говоря об охоте вообще, нельзя ограничиваться только лишь традиционным понятием, подразумевающим добычу зверей и птиц то ли ружьем, то ли с помощью других животных или ловушек. Недаром в прошлом веке на Руси под своей охотой каждый подразумевал свое увлечение, будь то лошадьми, голубями или певчими птицами. Но даже тогда страсть к балету или собирание картин не связывалось с понятием «охота».
Охотам принадлежали увлечения, относящиеся к природе, к любованию жизнью дикой природы и собственному участию в этой жизни. Охотник в истинном понимании этого слова, например псовый, меньше всего наслаждался удалой скачкой товарища по действу, его привлекал собственный азарт, подогреваемый видом зверя и работой своего четвероногого помощника. Этим охотник коренным образом отличается, скажем, от меломана, готового часами слушать вдохновенную игру мастера, не принимая абсолютно никакого прямого участия в создании музыки и ее воспроизведении. Тогда как охотник обязательно сам творец.
Конечно, человек мало знакомый с охотами, может сказать, что похожим образом старинные бояре наблюдали за борзыми и соколами, никак не участвуя в ловле. В том то и дело, что даже высокопоставленный охотник, имеющий слуг для выполнения множества охотничьих обязанностей, все же и хотел, и вынужден был сам натравливать кречета или борзую, а потом скакать за ними, чтобы не упустить все перипетии борьбы.
Хотя в большинстве случаев охота утратила свое промысловое значение, все же результатом этого притягательного для любителя действа остается конкретная добыча, как бы не утверждали отдельные «чистые спортсмены». Слишком долго занимались наши предки ловлей животных для удовлетворения своих нужд - осталось и у нас в крови желание принести в «пещеру» что-то реальное, будь то кусок мяса либо клык опасного зверя. Поэтому неубедительно звучат уверения некоторых, что к охоте их единственно привлекает возможность сделать прекрасный выстрел по движущейся мишени в тяжелых условиях. Это не настоящий охотник. Это спортсмен, которому не важно, где и по чем стрелять, был бы объект и зрители. Такой стрелок сразу же изменит охоте, как только попадет на стенд, прекрасно оборудованный мишенями разных видов и собирающий на стрельбу толпу зевак. Про таких еще в XIX веке едко писал известный псовый охотник П. Мачеварианов: «Это те фанфароны, которые душой и телом подчинены моде, как бы она, временем, дика ни была».
Любительскую, не промысловую охоту, принято почему- то считать спортом. Возможно, стрелки-спортсмены способствовали этому. Но спорт ли охота? Пожалуй, да, потому что в большинстве случаев современная охота имеет все черты спортивного состязания, проводимого с участием настоящих команд с элементами торжества и массового празднества.
Но охота имеет ту исключительную особенность, что является праздником души человека, даже оказавшегося на этом торжестве в полном одиночестве. Да, он не только живет реальной жизнью, добывая себе кусок мяса, как делал это же его далекий предок, он празднует, потому что вырвался из круга будней, он состязается со зверем и со своим товарищем по увлечению, хоть и без свидетелей - он всегда может предъявить трофей, а то лишь и просто рассказ о своей удаче. Трудно назвать такую охоту в одиночку, которую любят тысячи обладателей ружей и собак, только спортом. Здесь нечто большее.
Например, о том, что огромное значение для охотника всегда имело познание любимого мира дикой природы, говорил еще сам Аксаков - страстный охотник, оставивший потомкам удивительные «записки» о своем увлечении.
«Несмотря на увлечение, с которым я всегда предавался разного рода охотам, склонность к наблюдению нравов птиц, зверей и рыб никогда меня не оставляла и даже принуждала иногда, для удовлетворения любопытства, жертвовать добычею, что для горячего охотника не шутка».
Немало других замечательных людей, среди которых были и неохотники, сказали теплые слова, посвященные нашему увлечению, внося свои весомые крупицы в определение понятия - охота.
В ней и очарование одиночества наедине с природой, и праздник души, и любознательность, и защита всего живого, и радость жизни, ну и, конечно же, спортивные элементы состязательности и азарта.
Из перечисленного в охоте привлекает каждого свое, любимое, зачастую расходящееся с общепринятым в узком кругу мнением. Это должны осознавать охотники и почтительно относиться к собрату по увлечению, не ставя ему в вину его особенный взгляд на охоту.
Показателен в этом смысле необоснованный упрек некоторых «утятников» любителям охоты с легавой собакой за возможность на неделю раньше открыть свой сезон, где это практикуется. Человек, бродящий с сеттером по лугу, никогда не перейдет дорогу стрелку, стреляющему десятками уток над водой и камышами.
Тот, кто поймет, что такое широкое понятие, как охота, нельзя определить однозначно и вогнать в жесткие рамки условностей, будет с уважением относиться ко всем настоящим охотникам и никогда не станет считать их причиной тех бед в дикой природе, виновниками которых является все человечество.
Тем более к такому выводу надо прийти тем, кто сам «грешит» этой благородной страстью.