Главная Охота
Статьи про охоту
Классификация браконьеров
Автор: McHunter
Думаю, не ошибусь, если заявлю, что всякий охотник хоть раз в жизни был браконьером. В основном причиной тому служат чрезмерно усложненные современные правила охоты, позволяющие слишком рьяному инспектору «хватать за руку» даже охотника, выползшего вместе с ружьем из шалаша, в котором он ждал подлета селезней к подсадной, и уже на просторе пытавшегося зачехлить ружье. Однако существуют и, скорее всего, у нас еще долго будут существовать люди с браконьерской жилкой в душе.
В охотничьей прессе встречалась классификация современных браконьеров. Их разделили на три категории: первые выходят на «стезю браконьерства» из-за бедности; вторые - из этой же категории, но работают давно и «профессионально» на заказ. Ну, а третьи - «беспредельщики», не признающие никаких законов, вплоть до власти президента, полагая, что их «крыша» выдержит и его «наезды». Так вот, именно о всех таких, составляющих не самую большую долю среди занимающихся охотой людей, говорить не хочется, хотя вреда они наносят несоизмеримо много, по сравнению с остальной массой охотников, среди которых не так много истинных «святых».
Среди законопослушных охотников можно тоже выделить свои категории по отношению к нарушению законов и правил, даже самых правильных и обоснованных.
На первое место можно смело поставить «мясников», которых обязательно встретишь на любой загонной охоте на копытных. Азарт предков, сохранившийся у них в крови, вынуждает их стрелять на предельное расстояние, порой не по месту, прикрытому деревом, палить картечью по лосю и многое другое, не совсем совместимое с многовековыми традициями охоты. Все ради того, чтобы почувствовать себя добытчиком, который принесет домой порядочный кус мяса. Такие, помимо законной добычи разрешенного зверя, никогда не против, а чаще сами инициируют взять на одно разрешение второго зверя. Они способны «по ошибке» свалить свиноматку или лосиху, «не заметив» бегущего за ней теленка. Если услышат слабый упрек товарищей, из ложной стеснительности принятый у нас, да и то не всегда, они оправдываются чрезмерной горячностью, огромным желанием не стать причиной пустого выезда всего коллектива.
Можно понять их - можно и простить. Тем более, что они незаменимы на «правильных» охотах. Правда, в другом случае они могут серьезно подвести всех остальных, если появившиеся «как гром среди ясного неба» инспектора проявят положенную им принципиальность. Зато такие «браконьеры» также незаменимы были бы где-нибудь в экспедиции в довоенное годы.
не говоря уже про путешествия Пржевальского. Подтверждением тому могут служить приведенные в эпиграфе слова орнитолога Потапова.
Не секрет, что среди охотников попадается немало невежд. Эти делают подобные упомянутым ошибки по незнанию. К тому же они, в отличие от «мясников», могут выстрелить по сове, мотивируя свои действия если не уверенностью, что летел тетерев, то желанием уничтожить «вредную» птицу. Хорошо, что среди них не так часто попадаются увлеченные стрелки, иначе они много бы птиц и зверюшек лишили жизни. Зато среди представителей старшего поколения встречаются такие, которые помнят баснословное количество дичи в их молодости и никак не хотят понять, что то время уже прошло - к примеру, кроншнеп стал редкой птицей, а не редким трофеем. Другие из этой категории, побывавшие где-нибудь на Балхаше или на Чукотке, подпитываясь ностальгическими воспоминаниями о тамошнем обилии птиц, и в средней полосе руководствуются старыми «правилами», которые выражают примерно такими словами: «Летят гуси, кто там разберет пискульку какую-то редкую, бей всех подряд».
Хорошо и то, что среди стрелков все-таки встречаются грамотные охотники, иначе последствия от их пребывания в угодьях могли бы быть гораздо худшими. «Стрелки» любят поражать живые, непредсказуемые «мишени». Это именно они предпочитают не сидеть в шалаше, а стрелять из нарезного
оружия тетеревов на току с подхода. Они останавливают машину и выскакивают с ружьем, видя пролетающую гусиную стаю, и, не задумываясь, стреляют прямо из машины зайца на поле у дороги. Они прекрасным выстрелом сбивают утку над густым тростником, растущим на топком месте, где и не пытаются искать добычу.
Не столь страшны такие нарушения, хотя и правилами они запрещены, и противоречат охотничьей этике. Хуже, если такой «стрелок» «закрывает глаза» и наводит мушку на канюка, сидящего на столбе, или чибиса, случайно пролетающего возле опушки, где ждут тянущего вальдшнепа. И такие охотники были бы незаменимы в зоологических экспедициях, особенно в прежние времена, когда ученые собирали обширные коллекции животных.
К сожалению, не перевелись коллекционеры-индивидуалисты и поныне. Их мало интересует «мясо» и даже узаконенные трофеи в виде рогов и клыков не особенно привлекают. А вот сделать и поставить куда-нибудь на буфет чучело удода или кукушки - это для таких главная цель. Ладно бы ограничивались только такими относительно распространенными птицами, так им непременно хочется постоянно любоваться распростертыми крыльями и стеклянными глазами, скажем, редчайшей бородатой неясыти. Застрелить случайно подвернувшуюся сову они готовы всегда, тем более, что появление чучела в квартире легко можно объяснить необычным везением - нашел на шоссе сбитую машиной. Горе природе, если увлеченный коллекционер еще и хороший стрелок, редко сидящий дома в охотничью пору.
Многие не только прощают друзьям все их выходки, не сдерживаемые интеллектом и воспитанием, но и сами постреливают по кому угодно, лишь бы никто не видел. «На наш век хватит» - распространенная и поныне формулировка, которой оправдывали многие неблаговидные поступки еще наши малограмотные деды. Все они не обладали абстрактным мышлением, позволяющим заглянуть хотя бы в недалекое будущее. Уместно здесь вспомнить без комментариев и рассуждения Аксакова лет сто пятьдесят назад.
«Все переменилось! И в десятую долю нет прежнего бесчисленного множества дичи в плодоносном Оренбургском крае. Какие тому причины - не знаю... Я не разделяю мнения, что такое ужасное уменьшение дичи произошло от быстрого народонаселения и умножения числа охотников. Я не стану защищать себя и всех моих собратов того времени. Смолоду мы точно были не охотники, а истребители; но отчего дичь год от году переводится в таких местах, где совсем нет охотников?»
В среде нынешних не умеющих мыслить людей есть немало равнодушных, которые лишены горячности «мясников», любви к спорту, свойственной «стрелкам», страсти к коллекционированию и тщеславию «чучельщиков». Они к тому же зачастую вовсе не невежды, но тоже позволяют себе все перечисленное из-за элементарной зависти. «Им можно, а мне нельзя?..» - зло размышляют они при этом.
Приведя свою классификацию браконьеров, которых, пожалуй, и не назовешь таким словом, но которые в массе своей делают много зла «братьям нашим меньшим», я рискую навлечь на себя гнев настоящих охотников.
Тот, кто никогда не видел представителя ни одной из перечисленных категорий, пусть бросит в меня первый камень. С чистой совестью это может сделать и тот, кто, подобно Потапову, сразу же раскаялся в своей слабости, позволившей нажать на спуск малокалиберной винтовки, когда на мушке оказался снежный барс.