Главная Охота
Статьи про охоту
Удивительный зверь, этот заяц!
Автор: McHunter
Удивительный зверь, этот заяц! Обычный и распространенный обитатель почти всех широт нашей планеты, уже одним этим он издавна привлекал к себе внимание вечно недоедающего человечества. Относительная простота и безопасность добывания, достаточная для утоления первого аппетита величина тушки, вкусное мясо, теплая шкурка принимались древним охотником как щедрый дар природы. Но не только в качестве дичи сумел вызвать заяц пристальный интерес людей к своей вроде бы мало выдающейся особе. Не остались незамеченными и очевидная жизнеспособность этого зверя, дар быстро приумножать свою численность. В силу таких впечатляющих и важных для древних людей свойств заяц у многих народов стал почитаться как символ плодородия и вечного обновления жизни. Еще древние китайцы усматривали на Луне волшебного зайца, без устали толкущего в ступе снадобье бессмертия. И в Праздник осени чествовали его как божество.
Жизнелюбивый заяц, приносящий весеннее потомство раньше прочих знакомых млекопитающих, был выбран древними германцами в спутники богине весны Остаре, фригийцами же посвящен местной богине плодородия Неаленне, древними эллинами - богине любви Афродите. Позднее в Древнем Риме зайца связывали с культом Венеры и Амура.
Не был лишен заяц, как думали в древности и средневековье, и собственных магических способностей, благодаря которым входил в свиту иных божеств. В ранние времена вездесущий зверек с загадочным ликом настолько подавлял воображение людей, что в некоторых странах никто не смел называть его настоящим именем. Как и многие мистические образы, воплощающие скрытую мощь, он оставался безымянным. На индо-германских наречиях его называли «Серым» - древним замещающим именем не называемых демонов и магов. В свое время даже свободомыслящий Цезарь вынужден был оказывать знаки почитания одному из атрибутов мистического культа Дианы - зайцу Древние германцы и кельты причисляли зайца к любимцам ведьм и вообще к тайным силам природы, поэтому во время облавных охот загонщики старались пропустить зверька сквозь свою цепь. Тем более что и сами колдуньи нередко оборачивались зайцами и могли жестоко отомстить за обиду. В средние века зайцы-оборотни считались заговоренными против всякого стрелкового оружия. Выстрел по такому зайцу мог обернуться против самого стрелка или его близких. От колдовства помогали только освященные пули, отлитые из чистого серебра.
Судьбоносность зайца ясно проявилась в историческом факте - зверек (вольно или невольно) стал причиной очередного падения Рима. В 895 г. германский король Арнульф повел свои войска на юг с целью возвратить Вечный город под власть папы Фармазиуса. Шум осадных работ выпугнул зайца, припустившегося в сторону города (как раз в район недостроенных укреплений). Солдаты короля, надеясь разнообразить свой рацион заячьим жарким, бросились за беглецом и обнаружили проход в цепи защитных сооружений. Через некоторое время Рим был взят.
Но не всегда представление людей об этом удивительном животном омрачали темные чары. Подмеченные еще античными народами замечательные его качества успешно пережили суеверия средневековья и обновились в христианских обычаях некоторых стран Западной Европы в образе щедрого Пасхального зайца! Вообще на Западе в отличие от России (где перебегающего дорогу зайца по-прежнему не жалуют) этого зверя стали постепенно связывать с понятиями добра и пользы. О мелких подарках, сделанных инкогнито, шутили: «Заяц принес!» или «Хлеб от зайца!». В сказках и легендах заяц выступает уже как помощник герою, превращаясь в симпатичного персонажа.
Волшебные свойства зайца широко использовались в народной медицине. Так, еще в Древней Греции, а затем и в Риме зайчатину считали не только самым вкусным, но и наиболее усвояемым мясом, укрепляющим силы и способствующим расцвету физической красоты. «Он не ест зайчатину», - говорили про безобразного человека. Средневековые медики с успехом применяли многие органы зайца. В виде порошка их рекомендовали против эпилепсии; а его мясо - при нарушении мочеиспускания. На больные суставы накладывали пропитанные заячьей кровью платки, так же сводили и бородавки. Заячьи «орешки», носимые в мешочке на шее, служили оберегом, шкурка, считалось, помогала при родах. Еще более способствовал благополучию родов заяц, сваренный в молоке (целиком, в шкурке) и уложенный на тело роженицы головой вниз. От бессонницы, по поверьям, хорошо помогали положенные под подушку заячьи уши. А съеденные на ночь половые органы зайца (или даже его мясо) напрочь лишали любовников сонливости.
Итак, процветавшее в течение столетий полумистическое отношение к зайцу со временем приобретало все более гастрономический оттенок. Правда, на Востоке к зайцу, как дичи, относились еще с большой прохладой. Коран относил зайца к нечистым животным, поскольку «когти его не расщеплены». Любопытно, что в целях борьбы с язычеством и христианская церковь в конце первого тысячелетия после Рождества Христова наложила запрет на употребление зайчатины, который, однако, долго не продержался: уже в эпоху Возрождения блюда из зайчатины очень почитались. Надо сказать, что в те времена зайца не жарили, а отваривали в круто поперченном бульоне. Так, в XVI в. некий магистр Колериус писал в книге «Домашнее хозяйство»: «Полезен и вкусен заяц, хорошо нашпигованный и сваренный в перце».
В наши дни мистические аналогии уже не тревожат представление людей о зайцах. Только почему-то не ослабевает душевный трепет у человека, вышедшего после пороши из шатра, избы, особняка или автомобиля, при виде четкого, единственного в своем роде следа, властно уводящего из плена торжествующей цивилизации.
«Как не залюбоваться скачущей борзой, ее красотой и азартом? А если повезет на голосистых гончих? Заслушаться можно; иной раз не жалко и пропущенного выстрела! Но сегодня уж я сам по себе, одинокий и свободный, и все - в моих руках!» Так, пожалуй, размышляет любитель общения с природой один на один. Все примет он - обходы непролазных кустарников, изматывающую бескрайность полей и даже явное невезенье. Что ищет он в чужой, неприветливой среде? Но вот он, след! И - снова воскресли силы и радость бытия.
Ну а заяц? Несомненно, и он оценивает гущину кустарника, пути отступления и близость рыскающей вокруг лежки фигуры. Всякая ошибка охотника, каждая его промашка - прилив надежды и энергии у зайца. «Дотянуть бы до сумерек!»
К растущей тревоге охотников, заячьи надежды исполняются все чаще. Уже хорошо, если до сумерек встретится один-единственный малик - в тех угодьях, где всего несколько лет назад трудно было удержаться на выбранном следу - глаза разбегались! А зайцев успевали поднять за короткий день по нескольку штук и без пары их (по меньшей мере) домой не возвращались. Вроде бы кругом ничего не изменилось, а зайца - то нет, то мало. Уходит ли он куда? Или мрет? Но что-то не видно припорошенных снегом трупиков, о которые, если верить рассказам стариков, нередко случалось им спотыкаться, но зато в те времена хватало и живого зверья. Далеко приходится нынче за ним ездить, а потом еще и ходить. Да и повадки у зайчиков стали другие - не держатся своего участка, легко уходят с круга за тридевять земель. Пуганые, нервные, на выстрел не очень-то подпускают.
Что же в действительности происходит с нашим зайцем? В основном все правильно - маловато стало косых в угодьях, где в иные времена ошеломляли своим обилием и бывалого охотника. Но почему? «Кто виноват?» и «Что делать?» - на эти вечные вопросы понемногу отыскиваются и ответы.