Автор: McHunter
Недопустимо стрелять по неясно видимой цели, а тем более на шум или шорох.
Охотникам хорошо известно это старое правило. Такая стрельба в лучшем случае закончится напрасно пропавшим подранком, в худшем - трагедией с человеком, случайно оказавшемся в направлении выстрела.
Казалось бы, такой категорический запрет, относящийся к стрельбе, возник с появлением огнестрельного оружия, особенно винтовок, хорошо бьющих пулей на большие дистанции. Например, как писал А. Черкасов около 150 лет назад, именно тогда принятая у сибирских промышленников арогда (шапка из шкурки с козьей головы с сохраненными ушами) была запрещена правительством из-за многих несчастных случаев, с ней связанных. Нередко охотник принимал своего сотоварища в таком головном уборе за косулю и стрелял в него - в неясно видимую цель.
Но, как ни странно, о тяжелых последствиях стрельбы в предполагаемого зверя знали более двух тысяч лет назад. В священном для индусов древнейшем героическом эпосе «Рамаяна» есть глава, в которой старый царь Дашаратха, по наущению молодой жены отправивший в изгнание сына и наследника престола Раму, вспоминает проступок своей юности, за который его покарали боги:
«Как-то однажды он отправился на охоту. Ночью он притаился в лесных зарослях на побережье Сарайю, куда приходили на водопой буйволы, тигры и слоны. Дашаратха был отменным лучником, он умел подстрелить зверя по одному только звуку, не видя цели. И вот ему послышалось, что булькает вода в хоботе слона, утоляющего жажду. Он выстрелил. Раздался жалобный крик.
Оказалось, что попал он в юношу отшельника, что спустился к реке наполнить кувшин водою. Меткая стрела пробила ему грудь. Он умер на руках Дашаратхи. Перед смертью он попросил царевича, чтобы тот поведал обо всем его родителям: ведь слепые, дряхлые старики ждут сына, который пошел за водой, и ни о чем не подозревают. Дашаратха пришел в пустынную хижину и рассказал осиротевшим отшельникам о гибели сына. Отец юноши проклял Дашаратху: «Как мы умираем от горя по сыну, до времени от нас ушедшему, - сказал он, - так ты изойдешь тоскою по сыну, с тобой разлученному!» Отец и мать юноши совершили поминальные обряды и взошли на погребальный костер.
Дашаратха рассказывает об этом Каушалье. «Ныне сбывается провещание пустынника: я умираю в тоске по милому сыну», - говорит царь. При этих словах жизнь оставляет его».
Трагическая случайность! Мог ли предположить мифический царевич, что в наполненном зверьем диком лесу ночью может оказаться человек? И все же древние безвестные поэты и мудрецы осудили его за поступок, а «высшие силы» наказали. Тем самым еще в глубокой древности были заложены основы поведения охотника, обязанного отвечать за каждое свое действие.
И с современной точки зрения выстрел стрелой из лука в слона, который к тому же не виден, иначе как легкомысленным не назовешь.