Главная Охота
В помощь новичку
«Театральные» представления
Автор: McHunter
Видно, потому, что мое охотничье образование начиналось с теории - чтения книг, авторы которых довольно подробно описывали самые разные способы охоты, но на практике я не встречался ни с одним из них, - долго еще мне представлялась охота в виде простого бродяжничанья с ружьем в руках. Позднее ближе познакомился с многими охотами, причем некоторые освоил самостоятельно, исключительно благодаря серьезной теоретической подготовке. И до сих пор интересно узнавать, как можно обмануть, обхитрить конкретного зверя или птицу, чтобы подобраться к ним на расстояние выстрела. Любопытно, что не всегда для этого нужно оставаться незамеченным.
Многие методы скрадывания или безнадежно устарели, или не могут быть использованы на практике по другим объективным причинам, но все равно они интересны тем, что в них очень ярко проявляется как особенность поведения животного, так и смекалка нашего брата охотника, подметившего ее и с успехом применившего на практике. Не важно при этом, в каких природных зонах происходят извечные непростые взаимоотношения между людьми и животными. Чаще всего это очень специфические приемы, применять которые можно только при определенных условиях и на отдельных зверей или птиц.
Существует несколько видов охот, когда добытчик устраивает чуть ли не театральное представление для отвлечения своей потенциальной добычи от приближающейся опасности. Свойственное многим животным любопытство становится губительным для них, если оно не сочетается с обычной осторожностью.
Монгольские промышленники, чтобы приблизиться на расстояние выстрела к степному сурку тарбагану, всегда готовому юркнуть в спасительную нору, надевают белый или пестрый халат и белую шапочку, украшенную торчащими перьями, и начинают подходить к нему по спирали, вращая перед собой махалкой, сделанной из конского хвоста или белых волос яка. Для пущей убедительности в своей оригинальности они пританцовывают, махают руками, позванивают бубенчиками, а иногда даже кувыркаются на земле.
Все зверьки колонии, как завороженные, смотрят на небывалое явление. Ближайший к чуду беспокойно свистит, дергает хвостом, но в нору не уходит до... рокового для него выстрела. На беду зверька любопытство пересиливает страх.
Известный ученый Чарльз Дарвин, путешествуя по Южной Америке, был свидетелем, как индейцы Патагонии привлекают поближе к себе дикую ламу - гуанако. Они ложились на землю и начинали выделывать «необыкновенные телодвижения, например вскидывали ноги вверх».
Любопытные животные всегда начинают потихоньку подходить рассматривая, что это такое.
«Эту проделку не раз успешно повторяли наши охотники, причем им удавалось, кроме того, произвести несколько выстрелов, которые животные принимали, очевидно, за часть представления», - писал исследователь.
Он же замечал, что, если продемонстрировать такой прием перед небольшим стадом животных, ничего не получится. Они издают пронзительное ржание и убегают.
Похожим образом охотятся на тамошних оленей. Для этого необходимо подбираться к стаду ползком, припадая к самой земле, и тогда звери «из любопытства часто сами подходят к человеку, чтобы рассмотреть его».
Дарвин, используя такой способ, «не сходя с места, убил трех животных из одного стада».
Ученый высказал мысль, что олени ведут себя так потому, что «в этой стране никто не ходит пешком и олень узнает в человеке врага, лишь когда тот сидит верхом и вооружен боласами».
Любопытно, что при охоте на северных оленей «артистом» был не человек, а... животное. На нижней Индигирке охотились на диких оленей с помощью обученного домашнего оленя-манщика. Он отвлекал диких оленей от стада и подводил на выстрел к охотнику. Дрессировщику манщика требовалось немало сил и терпения. Исследователь края А. Аргентов писал: «Завидев дикого оленя, манщик тотчас бежит к нему навстречу, бросается назад, мечется в сторону, останавливается, бьет копытами землю, ложится, вскакивает, щиплет мох и продолжает свои проделки до тех пор, покуда не засвистит пуля зверолова».
Даже если и существовал только один такой уникальный олень-манщик, то и тогда вызывают восхищение настойчивость дрессировщика и необычный «талант» животного.
Существует легенда, будто бы четвероногий классный охотник - волк использует «театральное представление» при скрадывании своей жертвы. Об этом писал Сабанеев: «Говорят, что волк часто старается обмануть неопытных собачонку или жеребенка, катаясь, махая хвостом и вообще стараясь изобразить из себя самого невинного и игривого пса. Но эти хитрости известны только понаслышке, и рассказы об них повторяются со слов пастухов, на деле же они не проверены никем из охотников и зоологов, а потому весьма сомнительны».
До сих пор мало авторитетных подтверждений такому необычному поведению хищника. С учетом того, что обстановка и для волка и для собачонки с жеребенком с того времени сильно изменилась, не исключено, что уже не доведется кому-нибудь увидеть такое. Но известный канадский биолог и писатель Фарли Моуэт наблюдал, как волчица таким образом пыталась подобраться к уткам.
«Волчица... внезапно сошла с ума. Тявкая, как щенок, она ловила себя за хвост, каталась по камням, ложилась на спину, неистово махала в воздухе всеми четырьмя лапами, в общем вела себя так, словно начисто лишилась рассудка... Она яростно прыгала вверх, хватала пустоту и при этом пронзительно визжала... Любопытство буквально загипнотизировало уток. Они так заинтересовались происходящим, что поспешили к берегу, желая получше все рассмотреть. Вот они подплыли, вытянув шеи и настороженно перекликаясь между собой. Но чем ближе подплывали птицы, тем безумнее становилась волчица...
Когда до ближайшей утки оставалось менее пяти метров, волчица сделала гигантский прыжок. Сильный всплеск - и охваченные паникой утки, беспорядочно хлопая крыльями, поднялись и улетели. Волчица упустила свой обед, промахнувшись всего на каких-нибудь десять сантиметров...»
Нетрудно объяснить поведение белого медведя, когда он приближается к человеку, имитирующему движение тюленя. Но порой он реагирует на удивительные для него движения и звуки. Знаток этого хищника Р. Перри в своей книге свидетельствует: «Эскимосы пользуются любопытством медведей. Если медведь не обращает внимания на группу охотников или не замечает ее, один из них старается заинтересовать его: он кричит, размахивает руками, прыгает. Спутники же его остаются в засаде, ибо внезапное появление нескольких людей может отпугнуть робкого медведя. Впрочем, любопытство сильнее страха. Джексон убедился в этом, когда в одну из лунных ночей его собаки обратили в бегство медведя. Тут Джексон лег на лед и стал имитировать движения тюленя. Увидев это, медведь подбежал к нему на расстояние шагов в десять, но затем, что- то заподозрив, снова удрал».
Вероятно, кое-кто из опытных охотников вспомнит и из своей практики нечто подобное. Вряд ли наши зайцы и лисы менее любопытны, разве что за долгие годы постоянного общения с человеком стали слишком недоверчивыми.
О том, что животные, населяющие и наши леса, могут поддаться на нехитрые уловки охотника, свидетельствует охотничий прием старого эвенка, с помощью которого он успешно добывал глухарей. Правда, дело происходило в глухой тайге. Об этом рассказал путешественник и писатель Григорий Федосеев.
«Кажется, медведь! Но ведет себя косолапый как-то необычно: то подпрыгивает, словно спутанный, то начинает проделывать какие-то забавные движения. Возможно, он только что вылез из берлоги и разминает долго бездействующие лапы... Вижу на «полу» расфуфыренного глухаря, парадно чертящего крыльями жесткий снег. Но сейчас не до него!
Слышу, будто где-то пролаяла собака... Зверь уже прошел марь, но собачонки возле него не видно, хотя лай слышится ясно... Замечаю что-то странное и в фигуре медведя: морда тупая, сам короткий, а зад приподнят высоко, и масть какая то светлая. Понять не могу, что за урод. А зверь тем временем приблизился к глухарю, вдруг поднимается на задние лапы, выпрямляется в полный рост... и до моего слуха долетает звук выстрела. Глухарь падает на снег...
Я не могу удержаться от хохота, узнав в поднявшемся «медведе» Улукиткана. Догадываюсь, что это он и собачонкой лаял, чтобы усыпить бдительность глухаря. На нем оленья доха, вывернутая наружу шерстью...»
Старый следопыт обманул не только птицу, но и охотника, не знакомого с таким видом скрадывания.
Странно реагируют гималайские улары на приближение к ним подобия леопарда, чем пользуются афганские охотники. Об этом рассказали Э. Аргандевал и А. Кошелев.
«Охотник изготавливает из шкуры леопарда маску на голову и верхнюю часть тела, которая имитирует зверя; реже применяется искусственный материал, раскрашенный под леопарда. В таком одеянии охотник приближается осторожно к пасущимся уларам на верный выстрел из винтовки или ружья; в девяти случаях из десяти выстрел оказывается удачным».
Нечто похожее происходит с кекликами, которые не улетают от приближающегося к ним охотника, укрытого щитом. Это национальная таджикская охота с чодораком. О ней рассказывал Ю. Литвинов.
«Охотник берет мешковинную ткань размером 120x70 см, на каждом конце полотна делает специальные петли для палочек, которые укрепляет крест-накрест, и растягивает мешковину. На щите рисует черные кружочки и точки, пришивает яркие перышки кекликов. Иногда в середине верхнего края щита пришивает кусок шкуры лисицы или зайца. В верхней части щита делается бойница размером 15x4 см, а чуть выше - смотровая щель такого же размера. Охотник укрывается щитом и, постоянно потряхивая им, подходит к кекликам».
Вряд ли ученые могут уверенно объяснить, почему некоторые животные проявляют любопытство или страх перед неведомым хищником и ведут себя странно. Наверное, можно еще какими-то «спектаклями удивить» разных зверей и птиц, но мы не знаем, как это сделать.