Главная Охота
Статьи про охоту
Об охотничьих рогах
Автор: McHunter
Заключая в общих чертах описание охоты на зайцев с гончими, следует подробнее остановиться на такой необходимой в этой охоте принадлежности, как охотничий рог. Много охотников, если не большинство, выезжающих в поле со своими собаками от случая к случаю и без компании, пренебрегают рогом, как лишней тяжестью, обременительным «форсом», а в основном - по причине неумения им владеть. Даже дуть в рог для извлечения из него правильного звука непросто. Не говоря уж о подаче доносчивых и внятных сигналов. А между тем спортивная охота прекрасна не только работой собаки, но и бережно соблюдаемыми традициями. Охотничий рог - неотъемлемая и повсеместно сложившаяся, в силу необходимости, традиция коллективной охоты, если даже «коллектив» состоит из охотника и его гончей. От сигналов рога зависит правильное развитие охотничьего процесса, а подчас и жизнь его участников. Оставив в стороне старинные концерты роговой музыки (возрождающиеся на Западе), следует сказать, что и для простых рабочих сигналов создана довольно обширная нотная грамота. Нотная запись разнообразных сигналов рога часто приводилась в дореволюционных охотничьих справочниках.
Русский рог был рассчитан только на два тона с интервалом в октаву - нижний и верхний. В этой последовательности и подавались позывы, складывавшиеся из сочетаний звуков различной продолжитель ности и частоты их повторения. Охотников, не искушенных в нотной грамоте, хотя бы и примитивной, обучали путем буквенной имитации звучания обоих тонов («ту» - низкий звук, «то» - высокий). Повтор- ность каждого звука обозначалась числом повторений соответствующего слога, с пометкой о его продолжительности. Форма русского рога обычно проста, слабо изогнутая полумесяцем. Однако среди русских гончатников можно видеть и рога усложненной формы, имеющие, вероятно, западное происхождение.
Западные охотничьи рога устроены сложнее и по форме (как, например, круто изогнутые, с витками, немецкие «валторны», а также большие французские, надеваемые через плечо) и по числу извлекаемых звуков. Издавна славились литовские рога; известны и чешские, и польские, на которых исполняют очень сложные сигналы (обычно начинающиеся в отличие от русских с высокого звука). По необходимости же на этих рогах можно воспроизвести целые мелодии.
Однако следует учесть, что в отличие от многотонового западного рога, где сигналы предназначались в основном человеческим ушам на многолюдных коллективных охотах, в русской охоте, даже с участием нескольких человек, дисциплинирующие сигналы предназначаются главным образом собаке, которой принадлежит в ней ведущая роль. Поэтому именно ей в первую очередь подается простой, но доходчивый звуковой сигнал - в полаз, для общего ориентирования и на сбор. Он же, по-видимому, вполне устраивает и самих охотников, особенно сильно забредших в сторону и могущих не различить музыкальных тонкостей сигнала.
Осваивающим на своем роге запись определенных сигналов следует остерегаться путаницы, сложившейся со временем из сигналов разных губерний старой России и привнесением сигналов с Запада. Впрочем, и двух звуков октавы в нечастом их повторении вполне достаточно при наличии другой музыки - музыки гона.